Семейный бизнес – уверенность в завтрашнем дне. Все работники заинтересованы в процветании дела. Но успех ещё зависит и от отношений внутри коллектива. Если все друг другу доверяют, то сложностей не возникает. Подводные камни появляются при недоверчивых отношениях. Как же их избежать?
Правила семейного бизнеса
1. Конфликты возникают тогда, когда каждый начинает делать то, что вздумается. Как и у любого дела, у семейного бизнеса тоже существуют свои правила. Определение канала коммуникации (как вы будете общаться друг с другом на расстоянии: по Интернету, с помощью мобильной связи), еженедельные (ежемесячные) совещания, решение текущих вопросов поможет избежать многих проблем.
2. Не стоит работать 24 часа в сутки. Все рабочие моменты обсуждаются в строго отведенное время. Это простое правило пригодится тогда, когда кто-то из родственников захочет поговорить о новых поставках оборудования или разобраться с банковскими переводами во время ужина или в ночное время.
3. Каждый сотрудник должен знать свои обязанности. Часто встречается такое, что человек только числится в компании, а всю работу за него выполняют другие. Со временем такая ситуация перерастет в конфликт (кому же захочется выполнять чужую работу).
4. Урегулированный финансовый вопрос – основа успеха. Заранее договоритесь о зарплате сотрудников, выберите сотрудника для связи с банком, определитесь с директором, так как именно он будет подписывать все документы. У некоторых сотрудников в процессе развития дела возникает соблазн взять определенную сумму денег из оборота. Такое поведение не всегда вызывает одобрение остальных. Решите и этот вопрос. Если вы согласны выдавать деньги, то определитесь с суммой и с датой возврата долга.
5. Замыкание на родственниках – одна из самых главных ошибок семейного бизнеса. Если ваша племянница не разбирается в бухгалтерии, то и не надо привлекать её к работе. Если 51% активов принадлежит семье, то бизнес считается семейным. Всю работу лучше доверять специалистам, даже если они не состоят с вами в родственных отношениях.
Плюсы семейного дела
1. Все деньги остаются в семье. У руля компании стоит свой человек, заинтересованный в процветании дела. Основная прибыль делится между родственниками.
2. У ваших детей всегда будет твердая почва под ногами. Они с самого раннего детства уже будут в курсе всех дел вашего бизнеса. А потом, когда они вырастут, смело можете передать им все дела. Только не стоит навязывать подрастающему поколению свое мнение. Если дети не хотят идти по стопам родителей, ругаться из-за этого не стоит. Так вы только оттолкнете их.
3. Сотрудники по найму часто не говорят о своих личных планах (свадьба, декрет, юбилеи) до последнего. И этот назначенный час не всегда является подходящим моментом. Члены одной семьи обычно в курсе всех дел. Это даст возможность устранить пробелы в текущих делах.
Как избежать конфликтов в семейном бизнесе?
Семейный бизнес проверит прочность ваших отношений. Если сотрудник не понравился, работодатель всегда может его уволить. Но такой номер не прокатит с родственниками. Надоевшего шурина или легкомысленную племянницу просто так на улицу не выставишь. Их придется терпеть и на работе, и дома.
1. Родственник, занимающий руководящую должность, должен разговаривать со всеми сотрудниками вежливо. Взаимопонимание в коллективе принесет большую пользу, нежели удовлетворение личных амбиций. Забудьте о приказном тоне.
2. Цените профессионализм любого сотрудника, даже если он не находится с вами в родственных отношениях.
3. Никогда не обсуждайте личную жизнь коллег, иначе весь день уйдет на сплетни. Это отвлечет не только вас, но и всех окружающих. Все сотрудники должны работать на благо компании.
4. Если кто-то решил отойти от дела, не мешайте. Силой вы его всё равно не удержите.
5. Обязательно найдите человека, который будет со стороны наблюдать за вашими делами. Односторонний взгляд на дело при решении вопросов часто приводит к тупику. Непредвзятый взгляд стороннего человека поможет справиться со многими проблемами.
6. Не путайте личные отношения с деловыми. Этот совет особенно актуален при возникновении конфликта между родственниками.
7. Обычно близкому человеку многое прощается, даже если он не успел сдать отчет или провалил финансовую операцию. Чтобы реакция на поступки была правильной, представьте, что перед вами обычный сотрудник, а не ваш брат или деверь.
8. Умение признавать свои ошибки поможет вовремя остановиться. Если вы не разбираетесь в бумагах, освободите место для специалиста. Постоянные конфликты на фоне вашей некомпетентности приведут к разводу с мужем (женой) или раздору с родственниками.
9. Во главе бизнеса должен стоять авторитетный лидер. К его мнению будут прислушиваться, а поручения выполнят без повторной просьбы.
10. Не путайте свои деньги с финансами компании. Четкая граница между ними не создаст конфликтных ситуаций.